Область покрытия деятельности нашей компании
Главная » Экспертизы » Транспортно - трасологическая экспертиза, или исследование следов и повреждений на ТС и месте ДТП

Транспортно - трасологическая экспертиза, или исследование следов и повреждений на ТС и месте ДТП

Трасологические исследования – один из наиболее распространенных видов криминалистической экспертизы, составной части судебных экспертиз в уголовном и гражданском процессах. Это – исследовательская деятельность направленная на установление фактических данных с помощью специальных познаний. Она основана на достижениях криминалистики и естественно-технических наук, процессуальных нормах, определяющих принципы и условия достоверного решения вопросов.

Содержание трасологической экспертизы имеет свои особенности. Для нее характерно исследование следов-отражений для выявления внешнего строения отразившихся в них объектов. Предметом трасологической экспертизы являются фактические данные, которые необходимо установить из поставленных перед экспертом вопросов и имеющихся объектов. К этому виду экспертизы обращаются при определении механизма ДТП, установлении факта контактного взаимодействия ТС, а также, когда требуется идентифицировать те или иные следы транспортного средства (например шин).

В зависимости от объектов и предмета исследования перед экспертом-трасологом ставятся вопросы, которые можно классифицировать на три основные группы. 

1. Вопросы, относящиеся к установлению групповой принадлежности ТС:
   - каким видом транспорта оставлены следы?
   - соответствует ли форма, размеры, взаимное расположение следов и повреждений соударению автомобилей определенных типов?
   - мог ли данный вид транспорта оставить эти следы?

2. Вопросы, относящиеся к установлению конкретного ТС:
   - одним или несколькими ТС оставлены следы?
   - не это ли ТС оставило следы?

3. Вопросы, относящиеся к установлению целого по частям:
   - не принадлежат ли обнаруженные на месте ДТП части поломанным деталям данного транспортного средства?
   - не составляли ли ранее единое целое осколки стекла, частицы краски, обнаруженные на месте происшествия и на транспортных средствах?

Кроме повреждений и следов на ТС объектами трасологических исследований также являются:
   - фотоснимки следов, изготовленные по правилам масштабной измерительной фотографии
   - предметы со следами (одежда, обувь)
   - части или детали ТС (шины, осколки стекол)
   - части лакокрасочного покрытия 

Пример описания повреждений имеющихся на ТС и заключение об их характере:

Повреждения переднего бампера имеют разную локальность и характер нанесения.

 
null



Охарактеризуем каждое из нанесенных повреждений переднего бампера:

1. В правой части переднего бампера, в месте примыкания к правому крылу имеются срезы пластика и повреждения слоя лакокрасочного покрытия. Повреждение имеет касательный характер нанесения по направлению движения следообразующего объекта спереди назад относительно продольной оси автомобиля.

2. В правой боковой части бампера имеется задир лакокрасочного покрытия с образованием срезов пластика. Характер нанесения касательный, параллельный относительно продольной оси автомобиля .


3. В передней правой части переднего бампера и на правом молдинге (накладке) образован линейный задир лакокрасочного покрытия о образованием неглубокого среза пластика. Направление следообразующего объекта справа налево частично сзади вперед относительно продольной оси автомобиля.

4. В центральной передней части бампера имеется образование потертости лакокрасочного покрытия. Направление следообразующего объекта спереди назад относительно продольной оси автомобиля. Учитывая локализацию нанесения – в верхней части технологического изгиба, необходимо отметить, что данные повреждения были получены при контакте в выступающим следообразующим объектом.

Необходимо отметить, что трасологические исследования в настоящее время становятся все более и более востребованными и актуальными, так как в современных условиях количество случаев мошенничества на транспорте с целью получения страхового возмещения растет, как снежный ком.