Область покрытия деятельности нашей компании
Главная » Экспертизы » Автодорожная экспертиза, или исследование дороги и дорожных условий на месте ДТП

Автодорожная экспертиза, или исследование дороги и дорожных условий на месте ДТП

 Один из видов инженерно-транспортных экспертиз – диагностическое исследование технического состояния автомобильной дороги, дорожных обустройств, внешних условий на участке ДТП и режим организации движения на рассматриваемом участке дороги.

Общепринятый термин – автодорожная экспертиза.


Автодорожная экспертиза призвана установить все причины и условия, способствующие исследуемому ДТП, включая не обеспечивающую безопасность движения геометрию участка автомобильной дороги.


При производстве автодорожной экспертизы решаются следующие задачи:

- исследование обстановки на месте ДТП: состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, участка за пределами дорожного полотна;

- определение значений параметров и коэффициентов, характеризующих движение транспортных средств и других объектов на месте ДТП: коэффициентов сцепления и сопротивления перемещению ТС и других объектов    по поверхности автомобильной дороги;

- установление условий видимости и обзорности с места водителя, учитывая данные о дорожной обстановке в момент ДТП;

- определение состояния дороги в месте ДТП, наличия уклонов в продольном и поперечном направлении, закруглений;

- установление технической возможности предотвращения ДТП с учетом состояния дороги связанных с особенностями дороги и окружающей среды;

- выяснение, усматриваются ли какие-либо недостатки в организации движения на участке ДТП;

- выявление обстоятельств, связанных с состоянием дорожной обстановки перед ДТП, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП: неблагоустроенность дороги, отсутствие должных дорожных  знаков, их неправильное расположение и другие отрицательные особенности дорожной обстановки.


Цель этих исследований – определить влияния дорожных условий на механизм ДТП посредством вычисления вероятности возникновения ДТП в конкретной обстановке.


Типичные вопросы на которые отвечает автодорожная экспертиза:

Какова вероятность возникновения ДТП по причине несовершенства дорожных условий?

Какой нормативно-технической документацией регламентированы эксплуатационные свойства участка автомобильной дороги?

Является ли дефектом автомобильной дороги яма в асфальтовой части, обозначенная на схеме ДТП, и находится ли этот дефект в допустимых нормативно-технической документацией пределах?

Если дефект автомобильной дороги на месте ДТП не соответствует нормативно-технической документации, то находится ли это несоответствие, с технической точки зрения, в причинно-следственной связи с фактом ДТП?

Соответствует ли расположение технических средств необходимых для организации дорожного движения на рассматриваемом участке дороги требованиям действующих ГОСТов


Вопросы, которые решают эксперты при производстве автодорожных экспертиз, входят также и в предмет комплексных автотранспортных-трасологических экспертиз.


Пример определения соответствий организации дорожного движения на рассматриваемом участке дороги требованиям действующих ГОСТов

В результате осмотра перекрестка ул. N и ул. M было установлено, что в начале ул. M со стороны ул. N на некотором расстоянии от пересечения проезжих частей установлен знак 3.1 «Въезд запрещен». Знак установлен параллельно ул. N и перпендикулярно ул. M. Высота расположения данного знака по результатам проведенных замеров превышает 5 метров от нижнего края знака до поверхности дорожного покрытия.

Никаких других дорожных знаков информирующих о расположении данного знака, или запрещающих поворот на ул. N с ул. M при осмотре рассматриваемого перекрестка не установлено:

 

Согласно ГОСТа Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»:

 
4.3 «Знаки и светофоры размещают таким образом, чтобы они воспринимались только участниками движения, для которых они предназначены, и не были закрыты какими-либо препятствиями (рекламой, зелеными насаждениями, опорами наружного освещения и т.п.), обеспечивали удобство эксплуатации и уменьшали вероятность их повреждения».

 
5.1.8 «Расстояние от нижнего края знака (без учета знаков 1.4.1-1.4.6 и табличек) до поверхности дорожного покрытия (высота установки), кроме случаев, специально оговоренных настоящим стандартом, должно быть:

- от 1,5 до 3,0 м - при установке сбоку от проезжей части вне населенных пунктов, от 2,0 до 4,0 м - в населенных пунктах.

Высоту установки знаков, расположенных сбоку от проезжей части, определяют от поверхности дорожного покрытия на краю проезжей части.

На протяжении одной дороги высота установки знаков должна быть по возможности одинаковой».

 
5.1.9 «Знаки устанавливают непосредственно перед перекрестком, местом разворота, объектом сервиса и т.д., а при необходимости - на расстоянии не более 25 м в населенных пунктах и 50 м - вне населенных пунктов перед ними, кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом.

Знаки, вводящие ограничения и режимы, устанавливают в начале участков, где это необходимо, а отменяющие ограничения и режимы - в конце, кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом».

 
Согласно ГОСТа 23457-86 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения»:

1.1. «Дорожные знаки, светофоры, ограждающие и направляющие устройства должны размещаться с учетом их наилучшей видимости участниками дорожного движения как в светлое, так и в темное время суток, удобства эксплуатации и обслуживания, а также исключения возможности их непреднамеренных повреждений. При этом они не должны закрываться от участников дорожного движения какими-либо препятствиями (зелеными насаждениями, мачтами наружного освещения и т.п.).

При размещении дорожных знаков и светофоров должна быть обеспечена направленность передаваемой ими информации только тем участникам движения, для которых она предназначена».


Дорожные знаки согласно ГОСТа 23457-86 должны размещаться с учетом их наилучшей видимости участниками дорожного движения. Под наилучшей видимостью будем понимать такое расположение дорожного знака которое бы попадало в зону видимости водителя, а в ночное время, в виду того, что дорожные знаки обладают световозвращающим эффектом, попадали в зону светового потока передних фар. А направленность передаваемой знаками информации соответствовала расположению участников дорожного движения воспринимающих данную информацию.


При осмотре рассматриваемого перекрестка в темное время суток было установлено, что при движении автомобиля ГАЗ-31029 по ул. M в направлении ул. M с включенным ближним светом фар, знак 3.27 «Остановка запрещена», расположенный за рассматриваемым перекрестком (см фото ниже) за счет световозвращающей способности воспринимается глазом более ярким, чем окружающие его предметы. А знак 3.1 «Въезд запрещен», расположенный в начале ул. N со стороны ул. M, не обладает световозвращающим эффектом, т.к. данный знак располагается от источника света (света фар автомобиля) под острым углом к поверхности дорожного знака.

 Следовательно установка знака 3.1 «Въезд запрещен» не соответствует требованиям ГОСТа 23457-86. Дорожные знаки должны размещаться с учетом их наилучшей видимости участниками дорожного движения как в светлое, так и в темное время суток.

 
Высота расположения знака 3.1 «Въезд запрещен» на перекрестке ул. M и ул. N по результатам проведенных замеров превышает 5 метров от нижнего края знака до поверхности дорожного покрытия, что не соответствует требованиям ГОСТа Р 52289-2004.


С технической точки зрения, на рассматриваемом перекрестке необходима установка предписывающих или запрещающих знаков (таблица 1). Установка данных знаков позволит участникам дорожного движения заблаговременно определить устанавливаемый режим движения или вводимые ограничения на рассматриваемом перекрестке, непосредственно до въезда на сам перекресток.

Согласно требованиям ГОСТа 52289-2004:

5.1.9 ...Знаки, вводящие ограничения и режимы, устанавливают в начале участков, где это необходимо, а отменяющие ограничения и режимы - в конце, кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом».

Таблица 1

Знак 3.18.1. Поворот направо запрещен.Знак 4.1.1. Движение прямо.